Печать

Нет – коррупции на морском транспорте

on . Posted in Новости

Пресс-конференция на такую тему состоялась 4–го апреля в Одессе. Среди участников– руководители Ассоциации морских агентств Украины (АМАУ), Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ), Морской палаты Украины (МПУ), Ассоциации морских стивидоров, Ассоциации капитанов портов, общественной организации «Бизнес-Варта»

Тон пресс-конференции сразу задал капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский, исполнительный вице-президент Морской палаты Украины, отмеченный Национальным морским рейтингом по итогам 2018 года в номинации «Человек года». Ему, как никому другому, удалось объединить силы морских профессионалов, чтобы противостоять непрофессионализму властных структур. 

– Пора менять отношения бизнеса и действующей власти в части морского регулирования, – сказал Вячеслав Георгиевич. – На сегодня мы не имеем позитивных сдвигов в улучшении организации морской отрасли. Как генеральный директор Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний», В. Кисловский 4 года назад реально запустил движение общественных организаций для того, чтобы упростить отношение государства к тем функциям, которые оно осуществляет дляобеспечения деятельности крюинговых компаний. 

Глава Морской администрации должен извиниться перед моряками
Мы были одними из инициаторов создания Морской администрации Украины, органа, который бы занимался морской отраслью. Но не в составе государственных органов Министерства, а отдельно помогал ей развиваться и устранял риски. К сожалению, мы получили тот результат, который видим сегодня. Практически по всем аспектам деятельности Морской администрации мы имеем большой минус. И на сегодня эта организация никак не способствует улучшению ситуации. Инспекция по подготовке и дипломированию моряков, по сути, не несет никаких инспекторских функций, а только контролирует организацию выдачи дипломов морякам. Фактически, ее привели в остановочное состояние. После того как ликвидировали квалификационные комиссии во всех портах Украины, моряки стали обращаться с жалобами на невозможность получения документов.

Во время визита Президента в Измаил, мэр города сделал заявление о нарушениях прав моряков в связи с ликвидаций ДКК. После чего были даны прямые указания на этот счет. Но они до сих пор не выполнены. Если центральные органы власти не выполняют указания Президента, о чем можно говорить. Только мы, общественные организации,можем повлиять на это. И поэтому обращаемся непосредственно к руководителю Морской администрации г-ну Петренко, чтобы он принял адекватные меры.На «Втором национальном Форуме украинского крюинга» мы приняли решение о недоверии этому органу власти за его непрофессиональные действия. Должности должны занимать профессионалы, которые знают, что такое международные морские Конвенции.

Морская палата Украины подала иск в Административный суд Киева о незаконности проведения конкурса назначения капитанов порта. Конкурс был проведен не в соответствии с законодательством. Руководитель Морской администрации Дмитрий Петренко назначил «вторых» капитанов порта наряду с уже действующими сегодня. Он нарушил законодательство, Кодекс торгового мореплавания, Закон о портах. Был создан прецедент – возникли два юридических лица. Сегодня мы выходим с требованием, чтобы г-н Петренко оставил свой пост из-за некомпетентности, извинился перед моряками за те очереди, которые возникли, и перед легитимными капитанами морских портов, которых он оскорбил в сети Фейсбук. А те люди, которые стоят за его спиной, должны подумать, в каком направлении дальше двигаться. Потому что сам капитан порта выполняет работу, которая обеспечивает безопасность большого и сложного организма морского порта. А что получается? Приходит чиновник, назначенный как государственный служащий, должность которого состоит из 32 слов, и говорит действующему капитану порта, что он – капитан, и будет выполнять только отдельные выборочные функции из Кодекса торгового мореплавания. А остальные?!

В одной смене служб капитана порта Одессы работает 8 человек! Это значит, что общая численность служб капитана только Одесского морского порта превышает 50 человек. Численность государственной Морской администрации составляет всего 221 человек – и это на всю Украину. Спрашивается, как будут работать эти службы на зарплату 4800 грн? В этих действиях я вижу только финансовый интерес заинтересованных лиц, которые пытаются сконцентрировать денежные потоки в одних руках. Моряки говорят, что стоимость паспорта моряка Морской администрацией в Одессе 300 долларов. А паспорт моряка, который сегодня выдает ДПО Одесского порта стоит всего 1000 гривен. Поэтому еще раз повторяю, обращаюсь к Министерству инфраструктуры, чтобы оно приняло срочные меры. А господин Петренко извинился и ушел, – еще раз подчеркнул Вячеслав Кисловский. – Меня, как капитана, задело за душу письмо моряка, которое опубликовали все морские интернет-издания – второго механика с 10-летним стажем, который рассказал, как он пытался сдать экзамены на повышение квалификации, кому и сколько платил. И попросил разобраться с этими коррупционными структурами в украинских портах. Получается, Морская администрация реально превратилась в «Офис по обелечиванию», – заявил Вячеслав Кисловский.

Инспекторы-экологи опять кошмарят флот
– На данный момент у морских агентов 4 проблемы, – отметила Ксения Пидручная, исполнительный директор Ассоциации морских агентов Украины. – Госэкоинспекция, Морская администрация, АМПУ и бездействие Министерства инфраструктуры Украины. Экологические инспекторы всячески пытаются остановить судно, чтобы получить взятку. Или же насчитывают ущерб, который составляет от 3 до 85 000 тысяч долларов! Проблеме несколько лет. На какой-то период удалось ее приостановить. Но с октября 2017 года экологические инспекторы опять активно взялись останавливать суда. С выходом Закона о морском едином окне на таможне экологический контроль был пересмотрен. Но даже после этого инспекция не прекратила свои действия, основываясь на подзаконных нормах, которые касаются контролируемого балласта. И продолжают отбирать пробы и останавливать суда. 27 марта на заседании Кабинета Министров Украины было принято Постановление о некоторых вопросах дерегуляции деятельности, касающихся загрязнения окружающей среды. Кабмин поддержал, что нужно привести требования касающихся вопросов окружающей среды к международным. Но экологи попросили из пакета документов убрать изменения о дерегуляции. Мы обратились к премьер-министру, чтобы пакет был принят в полном объеме. 

Что касается Морской администрации, возникает вопрос оплаты прихода, отхода судна, который взимается несколько раз по разным статьям. Согласно международным нормам, это функция капитана порта. Все проходит под государственным надзором. И за него не берется плата. Но получается, что судовладелец платит трижды. Оплата за оформление прихода/отхода входит в перечень сборов, которые судовладелец платит, когда заходит в порт. В то же время АМПУ взимает эту плату по свободным ценам. И нарушают кодекс морского мореплавания. И еще один нонсенс – навязывание морским агентам договоров АМПУ для работы в порту. Эти проблемы мы пытаемся решить на уровне Административного суда. В свою очередь Министерство инфраструктуры никак не реагирует на предложения улучшить работу. 

Роман Моргенштерн, директор по маркетингу и развитию судоходной компании «Укрферри», национального паромного перевозчика, привел пример действий экологических инспекторов:
– Месяц назад, 3 марта в Одессе собиралась Рада регионального развития, которую должен был посетить Президент Украины. И мы готовились принять в ней участие. Накануне наш паром «Грейфсвальд», загруженный вагонами, машинами, на борту которого было около 100 пассажиров, готовился к отходу. В 15.30 в 30 метрах по носу судна появились люди, которые взяли пробу воды и уехали. Капитан сообщил в офис. Перед отходом они появились снова и предъявили протокол, в котором показатели содержания химических веществ значительно превышали норму. И сказали, что у них есть основания полагать, что источником загрязнения может являться судно. И попросили пустить их для проверки на судно. По закону у нас были основания не допускать их на борт. Но мы решили не идти на конфликт. Они прошли на борт. Капитан позвонил в офис и сообщил, что судно хотят задержать. Пришлось связаться с экологическим инспектором и проинформировать, что обязательно узнают на Раде регионального развития. И если судно будет задержано, то Президенту лично будет доложено об этой ситуации. После этого экологические инспекторы тихонечко сошли с судна и исчезли. О чем можно говорить в этом случае? Нужно убирать всю эту систему комплексно, – подчеркнул Роман Моргенштерн. 

Верхушка власти пытается перенаправить на себя денежные потоки
Иван Мирошниченко, руководитель общественной организации «Бизнес-Варта», которая была создана в противовес давлению власти на бизнес, сообщил о вопиющих нарушениях. 
– Мы видим, как сегодня государственными чиновниками создаются искусственные барьеры для бизнеса, которому стоит огромных усилий их преодолеть. Верхушка власти пытается перенаправить на себя денежные потоки. В портах флот буксиров передается дружественным компаниям в управление. Мы видим, что в каждом втором порту ведутся инвестиционные войны в портах. Чиновники берут причалы, склады в управление и останавливают инвестиции. Мы предлагаем обратиться с заявлением к Министерству инфраструктуры – рассмотреть действия чиновников. А также подумать о снятии Петренко с поста руководителя Морской администрации. 

Бизнес пускают по кругу, как дойную корову 


Директор Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенкоподдержал предложение:
– На Национальном морском рейтинге Украины достижением года было названо создание Морской администрации. Считаю это провалом года. Морской администрацией руководят некомпетентные люди. И занимаются не развитием отрасли, а созданием своих схем для влияния на рынок ручным инструментом. Проблема еще в том, что за эти дела никто не несет ответственности. Министерство инфраструктуры не может обеспечить надлежащее выполнение функций. «Укртрансбезопасность» три года пытается организовать весовой контроль на дорогах. Но вместо прозрачной процедуры мы получили дополнительно к взяткам на дорогах еще взятки при выезде из порта. И непонятно, на каком основании они функционируют в портовой инфраструктуре. После проведения реформ ситуация стала гораздо хуже. Раньше бизнесу удавалось договариваться, а сейчас все возбуждают уголовные дела, шантажируют. Но никто не несет уголовную ответственность. И бизнес пускают по кругу, как дойную корову. И самое печальное, что организаторами этих схем являются в том числе и правоохранительные органы. 
Отдельный разговор о работе «Укрзализницы». За подачу вагонов, по сообщениям членов Ассоциации, нужно платить от 2 до 12 тысяч гривен. А если будешь выступать, к тебе придут представители прокуратуры. Все прекрасно знают, через какую структуру решаются эти вопросы. Не побоюсь сказать, Администрация Президента Украины курирует выделение вагонов. Об этом знают все, сколько и кому идет. Все говорят о едином окне. Но по-прежнему нужно давать взятки, чтобы решить вопросы.
Месяц назад мы столкнулись с ситуацией – бизнесу был нанесен ущерб из-за экологической проверки. Грузы стояли неделю, пока вопрос не вышел на высшую политическую орбиту. То же самое происходит и на таможне. Мы обращались с просьбой провести служебную проверку начальника таможни. Был выявлен значительный ущерб. Начальник отстранен от должности. А потом назначен на более высшую должность. И это повторяется изо дня в день. А корнем зла выступает силовое ведомство, которое манипулярует, шантажирует и заставляет собирать деньги, – заключил Виктор Берестенко.
Станислав Низавитин, глава Ассоциации капитанов морских портов, отметил:«Дальше уже некуда. Перестали работать тренажерные центры. Закрыли экзаменационные комиссии. С 1979 года я был членом государственной комиссии. Но меня исключили. Только сейчас началось движение, чтобы предотвратить этот беспредел. Нужно идти в суд. Я уверен, что мы победим. 4 года мы работали над созданием Морской администрации. И что получили? Она должна заниматься своими контрольными надзорными делами. И мы будем стоять до конца», – сказал капитан. 
О том, что Морская администрация должна быть ликвидирована как организация, поскольку она себя не оправдала, заявил Сергей Недяк, глава АМЭУ – Ассоциации Международных Экспедиторов Украины. 
Участники круглого стола отметили, что поднимаются тарифы для судовладельцев, поставщиков, с чем связано поднятие цен в стране. Чтобы защитить морской бизнес и прекратить беспредел чиновников, остро необходимо объединиться и уже общими усилиями менять ситуацию в морской отрасли. Все желающие внесли свои предложения в заявление, которое будет передано Министерству инфраструктуры Украины. 


Инна Ищук, Анатолий Венгрук
«Моряк Украины», № 14 от 10.04.2019-го

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить