БЛОГИ КАПИТАНОВ

Автор Администратор
Администратор
Администратор не оставил информации о себе
Пользователь не на сайте
Четверг, 30 Май 2019
в Без категории

Теплоход «Казахстан» и четыре розы

Третья встреча экипажа лайнера «Казахстан» за последние годы оказалась еще более душевной, трогательной и бурной, собрав моряков и морячек, которые работали на теплоходе в течение более чем 20 лет. Это чрезвычайно дружная семья, в которую не просто так было попасть. На встречу в Одессе собрались те, кто выиграл в лотерею


Солнечный майский день был как никогда жарким от улыбок и объятий давно не видевшихся палубной команды и пассажирской, поваров, официантов, дневальных проводниц, мотористов, боцманов, старпомов, помполитов и капитанов, которые работали на теплоходе «Казахстан». 
– Света, это ты?
– Петя? – только и разносились возгласы. И люди узнавали друг друга по голосам, невзирая на изменившиеся прически, внешность. Что-то одно в характере каждого сплачивало весь экипаж: морская закалка, дисциплина и веселый задор молодой команды.
– Это была наша юность, – объясняли «морские волки». 

– Годы на теплоходе «Казахстан» для меня были самыми лучшими, – сказал капитан Валерий Дробот. – Я принял судно от Евгения Константиновича Балашова. Потом работал в управлении пассажирского флота. Но вернулся на «Казахстан», как на любимый теплоход. С таким экипажем можно было идти хоть на край света: в Антарктиду, Кругосветку, к острову Бора-Бора...


– А наши иностранные пассажиры с нетерпением ждали очередного совместного вечера с экипажем, – отметил Сергей Мелащенко, помполит на «Казахстане». – Какая у нас была культурная программа, в каких платьях выходили, как пели, выступали, какой сервис. И гости сходили с борта с огромной благодарностью за прекрасно организованные круизы. 


Встречала пассажиров русская красавица Маша Рябобык (слева)  в наряде, символизирующем страну. Маша закончила училище № 26 (ныне ОВПУ МТС) на Пушкинской и в 18 лет пошла работать дневальной. А потом бортпроводницей. Она тоже вытащила счастливый лотерейный билет и попала на «Казахстан».
– Мы ждали, когда закончится отпуск, чтобы быстрее вернуться на «Казахстан», где была наша вторая семья, – вспоминает Мария. – Я работала с 1984 года. Это был второй созыв «Казаха». 


На встречу приехали и представители первого созыва, американской линии. Зинаида Козловская, волнуясь от нахлынувших эмоций, прочитала заготовленную речь: 
– Вот и состоялась долгожданная встреча, которую никто не хотел отменять в своих желаниях встретиться со своими сослуживцами, независимо от погоды, места жительства, времени года, каких-то резких перемен, даже во внешнем облике (а вдруг не узнают) – все комплексы в сторону. Есть неистребимое желание – видеть, слышать, восторгаться, радоваться и с чувством собственного достоинства подтвердить своим присутствием, что ты есть та частичка Казахстана, которая представляла честь, гордость, достоинство нашей страны, – прочитала свое обращение Зинаида. 


Татьяна Гребнева приветствовала экипаж краткой историей т/х «Казахстан»:
– В далеком 1975 году в городе Турку советскому комфлоту передали судно «Белоруссия». Оно являлось головным в серии пяти лайнеров. За ним сошли на воду Грузия, Азербайджан, Карелия. Казахстан вышел 26 июня. Хотя должен был на 2 недели раньше. Но докеры Турку начали забастовку. И члены экипажа их поддержали. Ведь каждый день в доке – это хорошие командировочные. Первый экипаж завоевал рынок в Америке. Сначала с фирмой «Туропа», затем «Дельфин Зирайзен». В 2000 году судно стало плавучим казино в Америке. А в 2011-м было продано на металлолом в порт Аланг, под флагом Танзании.

«Казахстана» давно нет, но память о нем жива, экипаж помнит о нем и собирается уже третий раз. Нам всем очень повезло с судном, капитаном, первыми помощниками, и даже КГБ-истами. У нас была дружная семья, хорошая атмосфера. Нам завидовали. А лайнер называли семейным пароходом. На «Казахе», так мы его все называли, много семейных пар образовалось. 


Света Рукосуева и Валера Кузнецов отметили 29 лет совместной жизни. Познакомились они на вечере. Вместе ходили в рейсы. Валера сейчас в море. А Светлана представляет семью. 


30 лет брака отметили Геннадий Фролов и Ирина Леповая.
Увидели друг друга на дне рождении подруги на судне. Расписались 6 мая 1989 года. Фамилию Ирина не успела поменять, нужно было лететь на смену в рейс. Геннадий был капитаном футбольной команды «Казахстана», лучшей в ЧМП, обыгрывали даже команду капитана Вадима Никитина с «Одессы». Играли в портах с командами судов других стран. И почти всегда забивали решающий гол. Ирина работала кондитером, делала корзиночки, трубочки, заварные пирожные. И все готовилось на борту из натуральных продуктов!


Повар Наталья Макогон (слева) вспоминает, как делали буфет, который так нравился пассажирам, как украшали блюда, подавали индейку с шампанским, перевязанным бантом среди фруктов и овощей. Это было настоящее искусство. Наталья работала в холодном цехе. А до этого плавала на «Башкирии», где ее научили кофе пить и заповедям повара – всегда и везде успевать. 

Хорошую морскую закалку на «Казахстане» получил повар Михаил Щур, который на этот раз позаботился о прекрасном зале и хорошем меню для встречи экипажа. 
он пришел сразу после училища морских коков (ныне ОВПУ МТС). В его портфолио уже было немало наград и достижений по кулинарному искусству. 
– Я пришел на место девочки, у которой закончилась виза, – вспоминает Михаил. – Тогда с судна сошел сотрудник КГБ по фамилии Щур. И все почему-то решили, что это мой дядя. Хотя я отрицал, конечно, такое родство. Тем не менее, это пошло мне на пользу. Мне многое сходило с рук. Меня взяли в холодный цех, куда так просто было не пробиться. И это было прекрасное время! Я многому научился и узнал жизнь со всех ее сторон.
Михаил представил очень трогательный, до слез, фильм об экипаже и тех, кого уже нет. 
– К сожалению, среди нас уже нет капитанов Жилина, Шимонаева, Гришина, – напомнила Татьяна Гребнева. – Но мы помним всех, кто был с нами. 
Первая встреча экипажа состоялась 6 лет назад. Ее организовали Леня Плотников и Валя Петренко. Была собрана база телефонов, чтобы обмениваться новостями, и группа в социальных сетях. А благодаря Юрию Цветкову был записан концерт и многие другие видео о т/х «Казахстан».


Юра Цветков, гитарист оркестра, принес любимый напиток на «Казахе» – виски «Четыре розы», без которого не обходилось ни одно празднество на борту. 
– Еле достал, – сказал, – нигде его почему-то не было. – Но в Киеве нашел. 
У Юры собрана коллекция видео с лайнеров ЧМП. Он летописец команды, фиксирует все памятные события. И даже на футболке его было фото с музыкантами первого рейса. 

На пароходе была и своя казашка. Тамара Кушмаева родилась в Казахстане. Жила в городе Фрунзе. Там от ЦК ВЛКС ее наградили путевкой по Дунаю. 
– Мы увидели, что молодые люди работают в море и мир видят, – рассказывает Тамара. – Я работала парикмахером, участвовала в конкурсах. У меня была клиентка из Одессы, которая работала в отделе кадров Черноморского пароходства. И она предложила нам с подружкой поработать. Мы приехали в Одессу и попали на «Казахстан». Мне приходилось делать прически многим знаменитым людям. Были у нас на борту графиня из Австрии, Наташа Королева, Игорь Николаев, Ярмольник, Якубович, Никита Михалков с дочкой. Видела, как он приучал ее на чай давать из своих личных денег. 
14 лет на «Казахе» проработал Сергей Белевский, официантом и барменом. Душа компании по сей день. 


Внимания заслужил и главный врач парохода Анатолий Городенский, которому приходилось лечить пассажиров не только «Казаха», но и других судов от порезов, травм и прочих неприятностей. Все его любили, потому что он понимал трудности моряков и ко всем относился понимающе. И если после праздника моряк «заболевал», знал, как помочь, наливал нужное «лекарство». 
А бравые девчонки из пассажирской службы сохранили свой задор вместе со старшей службы Машей, которая знает главный принцип бортпроводницы: надо успеть и поработать, и отдохнуть. 


Людмила Онуфриенко  (справа) вспомнила, как под кроватью перевозили из Картахены в Одессу попугая Рику, которая украшала выходы пиратки на Юморине. Рика прожила больше 100 лет. По версии ветеринаров. И не раз путешествовала на «Казахстане» в каюте своей хозяйки. Пиратским хобби также увлечен и муж Людмилы, электрик Алексей, с которым у них общее – морские рейсы. 
На вечере было много воспоминаний, шуток, смеха и юмора. Организаторы подготовили лотерею. Счастливчики получили французскую парфюмерию: одеколон «Шипр» и тройной одеколон, настольное казино – карты и сувениры. 


А главный приз – авоська с продуктами из времени «Казахстана»: плавленым сырком, буханкой хлеба, шоколадкой « Аленка», кабачковой икрой и даже туалетной бумагой – достался Владимиру Лавриненко, боцману на катере «Яковцев» в порту Южный. Вместе с женой Викторией они работали на пароходе. А сейчас по их стопам пошел сын, который учится на 4 курсе Одесской морской академии и уже был в рейсе. 

О работе на лайнере вспомнил моторист Сенкевич. Когда в 1989 году разрешили морякам находиться в рейсе с женами, взял и я с собой супругу на два месяца. Она как раз ждала  ребенка, и после рейса родился сын. 
На встречу экипажа «Казахстан» собралось более 120 человек! Приехали из разных стран: Германии, Австрии, России, не говоря уже о городах Украины. И все получили то, что ждали: душевное тепло, ощущение той атмосферы молодости на любимом теплоходе, чувство единения и морской закалки и заряд на время до следующей встречи.

Инна ИЩУК, Анатолий ВЕНГРУК
«Моряк Украины», № 20 от 22.05.2019-го

Теги: Без тегов
Нравится
1
Не нравится
0
0 голосов
Администратор не оставил информации о себе

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста