БЛОГИ КАПИТАНОВ

Автор Администратор
Администратор
Администратор не оставил информации о себе
Пользователь не на сайте
Вторник, 08 Май 2018
в Без категории

Крушение «Адмирала Нахимова»: то, что не упомянуто в хрониках

31 августа 1986 вблизи Новороссийска произошло крупнейшее кораблекуршение на пассажирском флоте ЧМП. Столкновение пассажирского парохода «Адмирала Нахимова» и балкера «Петра Васева» произошло в Цемесской бухте. В свой последний рейс пароход «Адмирал Нахимов» отправился 29 августа 1986 года, по маршруту Одесса – Батуми – Одесса. Капитаном лайнера с 1984 года был Вадим Марков.

По подтвержденным данным, на борту находилось 1243 человека: 897 пассажиров, 346 моряков и несколько членов их семей.

Лайнер покинул порт и взял курс на Сочи. В это время к порту подходил балкер «Петр Васев», капитаном которого был Виктор Ткаченко.

Вахтенный помощник сухогруза получил данные о курсе пассажирского лайнера с просьбой пропустить его. Виктор Ткаченко подтвердил, что готов пропустить лайнер. Через 12 минут произошло трагическое столкновение судов. Удар пришелся на правый борт парохода «Адмирал Нахимов», в результате чего судно затонуло в течение восьми минут.

На сегодняшний день о кораблекрушении «Адмирала Нахимова» сказано очень многое, но затонувший лайнер все равно окружен ореолом тайны и недосказанности. Архивы пестрят сухой статистикой и официальными документами. А что же расскажет очевидец тех ужасных событий? Борис Савков, которого катастрофа застала в звании подполковника УКГБ и должности начальника направления пассажирского флота ЧМП, рассказал The MaritimeTelegraph/«Морской правде» о последствиях ужасной катастрофы.

«Вечер воскресенья 31 августа выдался спокойным. Мне пришлось задержаться на работе, потому домой я возвращался уже в сумерках. Поставил машину в гараж, зашел в квартиру и уже, собственно, готовился ко сну, как в комнате раздалась телефонная трель. Звонили из Управления, мне лаконично сообщили: утонул «Нахимов», необходимо срочно прибыть в офис. В спешке пришлось возвращаться за автомобилем. В полпервого ночи я уже был в Управлении, где собралось все руководство, был также заместитель начальника УКГБ Виктор Кондратов. Долго не совещались, в срочном порядке отрядили военный спецборт до Новороссийска с группой для проведения расследования, куда вошел я, Виктор Кондратов, заместитель начальника ЧМП Алексей Коваль и другие высокопоставленные лица.

Передо мной, тогда подполковником и начальником направления пассажирского флота ЧМП, стояли вполне определенные задачи: организовать оперативно-розыскные мероприятия, определить по какой статье рассматривать произошедшее и, непосредственно, завести уголовное дело. То есть, мне предстояла работа головой, которую по известной поговорке, нужно держать холодной. Однако в первый же день в Новороссийске я понял, главное, с чем мне придется справится, – это со своими эмоциями.

К раннему утру мы уже были в порту Новороссийска. По небу разливался кроваво-красный рассвет. Воздух был наполнен послештормовой свежестью и тишиной. Мне подумалось, что это то самое пресловутое затишье перед бурей. Утром людей в порту было немного; «рыбаки», буксиры и прочие катера как раз начали доставлять первые тела на берег. Мне отчетливо запомнились три молоденьких солдатика, которые из последних сил перетаскивали тела на пирс. Первое сентября выдалось по-летнему жарким, температура не опускалась ниже 30 градусов, но от увиденного леденела душа. В свой последний рейс «Адмирал Нахимов» отправился с большим количеством лиловой краски на борту, а потому тела, в ряд уложенные на причале, покрывала эта неприятная глазу краска.

Катера все прибывали и прибывали. К вечеру поток мертвых тел стал непрерывным. Чтобы как-то организовать и упростить опознание родственникам, на территории порта поставили несколько сцепок по пять вагонов-рефрижераторов, куда, один к одному, складывали тела для опознания: мужчины отдельно, женщины отдельно. Назвать вагоны иначе как местом скорби, было нельзя – крики, слезы и плач прибывших на опознание со всего Союза близких не смолкали. С ног сбилась служба скорой помощи: врачи и медсестры беспрестанно дежурили у вагонов.

В течение следующих двух недель гнетущая атмосфера не покидала порт. Власти как могли помогали родственникам в проведении траурных мероприятий и перевозке тел. «Нахимов» утонул в считанные минуты, многие пассажиры даже не успели покинуть каюты, потому водолазам приходилось доставать тела из корпуса лайнера. Тех, кто не пережил столкновение, насчитывалось огромное количество (по официальным данным – 423 человека), их доставали сцепками, как гирлянды. Вытащить всех погибших и передать родственникам для погребения так и не удалось: после того, как погиб второй водолаз, было решено прекратить поиски, а некоторые пассажиры остались на борту утонувшего «Нахимова» навечно.

Среди моих обязанностей также было опознать тело начальника УКГБ УССР в Одесской области генерал-майора Алексея Крикунова, который вместе с семьей также был на этом злополучном судне, и которого я хорошо знал. В некоторых источниках упоминается, что рейс «Адмирала Нахимова» задержали по его вине, мол, капитан Вадим Марков спустился в его люкс, чтобы поприветствовать высокого гостя. На самом деле, это не более, чем домыслы. Марков всегда относился к представителям КГБ с прохладцей, и о теплой встрече речи не шло. Рейс отсрочили по другим обстоятельствам, генерал-майор Крикунов вместе с супругой, дочерью и внуком без задержки поднялись на борт лайнера. Так вместе в запертой каюте их и нашли водолазы.

 I-35-EXCLUS-nahim-f06 640

«Адмирал Нахимов» затонул в считанные минуты, унеся с собой жизни 423 пассажиров и членов экипажа

 

Как обычно при расследовании, первое, что нужно было рассмотреть, – версию враждебного умысла. Для этого, пока велось следствие, оперативники установили наблюдение за капитанами Вадимом Марковым и Виктором Ткаченко, но оперативно-технические мероприятия не показали ровным счетом ничего. Оба капитана были убиты случившимся, это читалось в их поведении, жестикуляции и подборе слов.

В Новороссийске я пробыл больше десяти дней, расследуя обстоятельства дела. Моей супруге пришлось попутным пароходом отправить мне сменную одежду и средства гигиены, поскольку, улетая в спешке, я даже не успел ничего захватить с собой.

Вспоминая обстоятельства дела, я помню, что показалось мне фатальными ошибками, которые в итоге и привели к кораблекрушению и гибели стольких людей:

Первая – совершенно неоправданная скорость, с которой несся «Петр Васев». Ни штормовая погода, ни темное время суток, ни груженные под завязку трюма не предполагали такой скорости.

Второе – после столкновения почти под прямым углом, «Петр Васев» дал задний ход и выдернул нос балкера из образовавшейся дыры, куда мощным потоком тут же хлынула вода. Не случись этого, лайнер не затонул бы в считанные минуты, и большему количеству людей удалось бы спастись.

Третья – капитана Вадима Маркова не было на мостике в момент аварии. Как только «Нахимов» покинул порт, он ушел в каюту. Действия второго помощника Чудновского, несшего вахту на мосту, следствие признало неправильными. Вместо того, чтобы предпринять крутой поворот, он делал отвороты по пять градусов, чего в итоге не хватило, чтобы избежать столкновения.

К слову сказать, пароход «Адмирал Нахимов» можно было назвать ветераном советского флота. Доставшийся стране после репатриации в 1946 году, к моменту своей гибели судну исполнился 61 год. Его аварийное состояние – еще одна причина гибели пассажиров и членов экипажа.

 1503915023 c4ef263095303b0b72e213703a44cc7f-696x695

«Петр Васев» столкнулся с лайнером почти под прямым углом

 Позднее, в 1992 году, когда оба капитана получили амнистию, Вадима Маркова снова взяли на флот в качестве капитана-наставника. Конечно, буря негодования со стороны недоброжелателей и родственников погибших не заставила себя ждать. Однако начальник ЧМП – тогда им стал Алексей Коваль, принимавший непосредственное участие в расследовании катастрофы шестилетней давности, – решил все же дать ему второй шанс.

Кораблекрушение и теперь окружено ореолом мистики и необъяснимых обстоятельств. Цемесская бухта, где произошла эта крупнейшая катастрофа в истории СССР на морском флоте, действительно окружена дурной славой. Сильные ветры и волны, глубокие подходы всегда делали ее непростым местом для судоводителей.

rasp29-05-696x929

В историю «Адмирал Нахимов» вошел не иначе как второй «Титаник», споры о том, кто же в большей степени виновен в кораблекрушении не утихают до сих пор. Память о погибших увековечили на мысе Дооб, недалеко от места кораблекрушения. У памятника ежегодно собираются выжившие в той ужасной трагедии члены экипажа, родственники тех, кто не вернулся живым из злополучного рейса, и просто неравнодушные. Выходят в море, что бросить венки. Даже сейчас, спустя 32 года, история кораблекрушения до конца не раскрыта, некоторые тайны так и остались под грифом секретности в архивах КГБ».

Записано со слов инструктора УТЦ «Адмирал», инженера-судоводителя, полковника СБУ в отставке Бориса Савкова.

Источник : http://www.mtelegraph.com

Теги: Без тегов
Нравится
Не нравится
0 голосов
Администратор не оставил информации о себе

Комментарии

Вьячеслав
Вьячеслав
Вьячеслав не оставил информации о себе
Пользователь не на сайте
Вьячеслав Понедельник, 14 Май 2018

Слава Богу, через 32 года после аварии, сообразили что "Петру Васёву" не следовало отрабатывать задний ход, что несомненно ускорило уход под воду "Адмирала Нахимова" и двигаться по поверхности воды усеяной пытающимися спастись людьми, ускоряя их гибель. Когда же мы получим квалифицированный анализ аварии ?! Такой, чтобы последующие поколения судоводителей не повторяли подобного позора.
Ниже, делается попытка обсудить действия при столкновении судов. И тишина. Уважаемые коллеги, это не скромность, это равнодушие -- самое отвратительное качество для любого человека, а для капитана особенно. Нам деликатно намекнула Одесситка, Татьяна Михайловна, о разочаровании в нас, но мы решиди, что она всего лишь Яхтенный рулевой 1-го класса, а мы КДП! А не мешало бы поговорить, кто больше моряк, КДП или Яхтенный рулевой 1-го класса, учитывая, что мореплавание искуство, а управление парусным судном -- поэзия искусства мореплавания. Но мы издаём положение о звании "Почётный член правления АМКО", правда не публикуем его (видимо чтобы не прочитала Т. М.) и не высказала своё квалифицированное мнение. Коллеги, нам необходимо ввести звание "Активный член АМКО", который имеет своё мнение (не обязательно правильное) и по поводу гибели "Адмирала Нахимова", и по поводу действий при столкновения судов и по многим другим поводам в безопасности мореплавания. Активность капитана -- вот главный критерий члена АМКО. А почётными нам становиться рановато. За почти 30 лет существования АМКО, сделано мало. Давайте сделаем хотя бы квалифицированный анализ гибели "Адмирала Нахимова". Капитан Белоус В.Р.

Татьяна михайловна

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста