БЛОГИ КАПИТАНОВ

Автор Администратор
Администратор
Администратор не оставил информации о себе
Пользователь не на сайте
Вторник, 02 Январь 2018
в Без категории

КАК РАЗРУШАЮТ РЫНОК ТРУДОУСТРОЙСТВА МОРЯКОВ ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ

Это Юморина какая-то. 31-го марта 2017-го, появился законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об осуществлении хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей» (регистр. № 6275). Цель благородная – противодействовать торговле людьми. Но уже в апреле морской рекрутинг вопрошал – причем здесь крюинги?!

Кадровые посредники сплотились в свою защиту. Как итог, в агентстве УНИАН в Киеве 12-го декабря состоялся круглый стол «Убийство рынка международного трудоустройства в Украине. Государство отдает украинских трудовых мигрантов в жертву мошенникам?».

На дискуссию по поводу скандального законопроекта (№ 6275), приехали представители морского бизнеса, профсоюзов, Ассоциации крюингов и компаний по трудоустройству за границей. Для всех законопроект неприемлем. 


– Пришло время останавливать действие непродуктивных законодательных актов, – сказал Вячеслав Кисловский, Генеральний директор Ассоциации «Всеукраинское объединение крюингових компаний» (ВОКК). – Законопроект № 6275 под предлогом борьбы с работорговлей приведет к уничтожению компаний по трудоустройству, которые работают легально. По статистике, сегодня за границей официально работает 79 тысяч украинцев. Причем самый большой регион по официальному рекрутингу – 60 тысяч – в Одессе. Реально же за границей 6-8 млн украинских граждан. Вот, чем должно заняться Минсоцполитики – нелегальными компаниями, которые отправляют наших граждан за границу. А не теми, кто работает в правовом поле. Законопроект № 6275 обязывает компании по трудоустройству, в том числе и крюинги, предоставлять массу документов, которые достаточно трудно собрать, тем самым бюрократизируют процесс. Бюрократия порождает коррупцию, монополия – нищету. За 2 недели в рабочей комиссии Верховной Рады нам удалось что-то сдвинуть, отменить несколько пунктов законопроекта. Но его суть все равно остается, и отнюдь не улучшает жизнь сектора морского трудоустройства под чужим флагом.


Игорь Сафин, директор компании «Ви шипс Украина» считает, что система трудоустройства моряков не должна подпадать под лицензирование. Эта сфера во всем мире строго регламентирована Конвенцией MLC 2006, так называемой Сводной Конвенцией о труде, по которой моряк защищен не только от рабства, но и от любых нарушений его прав, он полностью социально защищен.
И каждое агентство тоже сертифицировано по Конвенциии MLC и выполняет строгие требования международного законодательства.

– Наша система трудоустройства самая прозрачная на сегодня, – отметил Игорь Сафин. – В инспекторских рапортах не только нет ни слова о торговле людьми, но рассматривается информация вплоть до возраста, приведены медицинские сертификаты, тренинги, квалификации, учтены часы работы и отдыха, жилищные условия, своевременная оплата, питание, медицина и ответственность судовладельца по репатриации. Крюинг совершенно не подпадает под лицензирование и регламентирование, и должен быть выведен из системы трудоустройства. 

Однако, по словам Вячеслава Кисловского, предложение вывести категорию моряков из подотчетности Минсоцполитики чиновники не желают рассматривать, мотивируя тем, что не хотят дробить трудовое население, работающее за границей. 
В то же время во всем мире моряки отнесены к специальной категории, которая работает согласно Конвенции MLC 2006.

– Но в том-то и дело, что содержание Конвенции противоречит нынешним лицензионным условиям и законопроекту № 6275, – отмечает Вячеслав Григорьевич. – Такими национальными решениями, что принимаются у нас, можно уничтожить реальный сектор экономики Украины. 


Анализируя законопроект, Александр Сагайдак, руководитель компании «Ольвия Меритайм» предлагает обратиться к статистике, на основе которой должно базироваться ужесточение требований для крюинговых компаний. С 18-го века на флоте не было случаев торговли людьми. А появившаяся информация семь лет назад о краболове на Камчатке касалась невыплаты зарплаты.

– И сейчас нам предлагают бороться с торговлей людьми, которой в нашей сфере нет, – отмечает Александр Сагайдак. – Причем путем создания дополнительных бюрократических требований. Большую часть бумаг нужно затребовать от судовладельцев за рубежом. Это непросто и дорого. На пакет документов, переводы, заверения нотариуса придется потратить до 150 тысяч гривен. Вместо того, чтобы поддержать отрасль, которая приносит прибыль, нас загоняют в рамки, в которых выживать будет сложно. 


Борис Эзри, директор «Марлоу Навигейшн Украина» приводит цифры: квалифицированный матрос получает от 1200 до 3000 долларов, капитан от 6 до 12 тысяч долларов. Требования Конвенции обязывают судовладельца соблюдать нормы рабочего дня, обеспечивать питание, спецодежду, комфортное жилье. Моряки валютные средства инвестируют в Украину. Более 130 тысяч семей живут за счет морской работы. И если не будут созданы условия для работы морских компаний в Украине, судовладельцы предпочтут моряков из других стран. 
– Страны-конкуренты немедленно займут эту нишу, – уверен Вячеслав Георгиевич. – Мы уже спустились с 5 места на 6 по количеству моряков в мире. И если государство будет продолжать внедрять разрушительные инициативы, мы потеряем эту перспективную область экономики.


– Нужно учитывать и то, что многие компании делают большие инвестиции в Украину по развитию тренажерных центров, – отмечает Руслан Бундюк. – Зарубежные судовладельческие компании дарят нашим морским центрам оборудование, чтобы моряки могли получать знания и умения и соответствовать международным конвенциям.

Ужесточение требований для крюингов не имеет видимых причин и будет иметь негативные последствия для наших зарубежных партнеров. Если компаниям не подойдут наши условия, они повернут в сторону других стран. Не хотелось бы терять наши наработки, которых мы добились путем скрупулезного отбора и кропотливой работы.

– Такое впечатление, что государству не важен морской сектор, – предполагает Илья Тихонов, советник Ассоциации ВОКК. – Когда разрабатывается вопрос, нужно понимать, что такое торговля людьми и кого она касается. И тогда вопросы отпадут. Для того, чтобы моряки безопасно работали за границей, создана специальная морская конвенция о труде. Чтобы попасть на судно, нужно пройти достаточно большой путь: получить образование, паспорт моряка, пройти специальную медкомиссию. Поэтому к морякам нужно относиться не так как к трудовым мигрантам. И выделить моряков в отдельный сектор.
С новым законопроектом не согласны и представители агентств по трудоустройству за границу береговых профессий.


– Законопроект № 6275 ориентирован на рынок «пешеходов», краткосрочную и сезонную миграцию, – объясняет Олег Борисов, эксперт по вопросам занятости и трудовой миграции. И морской сектор, который во всем мире рассматривается отдельно, не должен затрагиваться. Проблема в другом. Наши граждане массово едут за границу рабочими не квалифицированными. Это и порождает проблему работорговли.

Нелегальная миграция возникает потому, что украинцам предлагают работать по гражданскому договору, а не трудовому, как у моряков, где прописаны условия труда. В морском секторе ведется целенаправленная работа с моряками, которые трудоустраиваются через легальные фирмы. Законопроект должен быть направлен на черновые компании, которые продолжают политику нелегального трудоустройства. Нужна система контроля для тех, кто переправляет наших людей с липовыми печатями. А для тех, кто работает официально, важна гибкая политика.


Василий Воскобойник, президент Всеукраинской Ассоциации компаний международного трудоустройства считает, что законопроект № 6275 демонстрирует непрофессионализм разработчиков и полное игнорирование граждан Украины. Как уже было сказано, только 79 тысяч украинцев трудоустроено через лицензированные компании. В прошлом году только Польша выдала украинцам 1млн 300 приглашений.

В этом году ожидается более 1 млн 800 тысяч. Только 9 тысяч человек трудоустроено через легальные компании. То есть легальный рынок составляет 1%. Усиление требований еще уменьшит этот процент.

В сентябре социология показала, что 70% украинцев хотят учить своих детей за рубежом, в стабильных странах, и оставлять их там на ПМЖ. Таким образом, почти две трети украинцев не верят в будущее страны. Если государство будет пытаться зажать рынок трудоустройства, легальных компаний будет становиться все меньше. Люди будут обращаться к мошенникам.

Чтобы провести цивилизованные изменения, нужно работать с людьми, объяснять, каким образом трудоустраиваться, чтобы не стать жертвами мошенников. Хотелось бы, чтобы авторы законопроекта учли интересы людей и бизнеса, что позволит украинцам легально выезжать на работу за рубеж и не становится жертвами обмана. 

Сегодня в связи с безвизовым режимом очередь на получение биометрического паспорта растянулась до марта. Это значит, что люди будут пытаться самостоятельно выезжать на работу за границей. И будут становиться жертвами обмана. По статистике из трудовых мигрантов, которые работают за границей более 5 лет, 18% сталкивались с мошенничеством при подготовке документов.
Поэтому задача государства пресекать деятельность компаний, которые существуют вне правового поля. А не ущемлять тех, кто работает легально.
– Сегодня в Украине трудоустройством за границу занимается 1336 компаний. В Польше 17 тысяч компаний ищут работу для украинцев. Благодаря упрощенной системе открытия компаний, каждый может заняться бизнесом. Но ежегодно местная инспекции труда проводит проверки по этим предприятиям. Так должно быть и в Украине, где система международного трудоустройства так зарегулирована, забюрократизирована, что сложно получить лицензию и работать «по-белому».

Поэтому наша задача сделать рынок удобным для бизнеса и интересным для людей, – подчеркнул Василий Воскобойник.

В итоге, все участники дискуссии сошлись на предложениях ВОКК: перевести категорию моряков из Минсоцполитики в Морскую администрацию, которая будет создана во втором полугодии 2018-го, и обратиться к депутатам ВРУ с предложением блокировать голосование по законопроекту 6275, объединения и консолидации усилий бизнеса для обеспечения своих прав на надлежащие условия работы в стране.

Инна ИЩУК, Анатолий ВЕНГРУК
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 50 от 20.12.17-го

Теги: Без тегов
Нравится
Не нравится
0 голосов
Администратор не оставил информации о себе

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста